БОГ УМЕР: ТЕПЕРЬ МЫ ХОТИМ, ЧТОБ ЖИЛ СВЕРХЧЕЛОВЕК!

ФОРУМ О НИЦШЕ

Ссылки:Сайт о НицшеКлуб любителей НицшеФорум vkontakte

АвторСообщение



ссылка на сообщение  Отправлено: 30.09.05 20:45. Заголовок: Рождение трагедии из духа музыки


Произведение "Рождение трагедии" ,на мой взгляд, очень сложное. Онго противоречиво, впрочем как и вся философия Ницше. какие противоречия можети указать вы в этом или др. произведениях Фридриха?

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 81 , стр: 1 2 3 4 5 All [только новые]





ссылка на сообщение  Отправлено: 20.05.09 22:03. Заголовок: Logoz пишет: Всегда..


Logoz пишет:

 цитата:
Всегда ли справедливо такое довольно условное разделение? Примером исключения как мне кажется может послужить абстрактная живопись - живопись больше не говорящая образами, избавившаяся от конкретного, и ставшая ближе к дионисическому началу, к музыке.


Это, как кажется, неверно. В абстрактной живописи кроме образа ничего и нет. Она становится все более рафинированной, "идеализируется" (предел такового процесса - супрематизм).
А некоторый хаос, присущий "современной" живописи (практически начиная с Босха и т.п.) - не более чем позерство, включение автора в социальный контекст.
Максимум здесь есть лишь подражание дионисизму - но выполненное исключительно своими же для живописи средствами.

(У Лессинга есть хорошее эссе, что-то вроде "О границах поэзии и живописи";
собственно, вот).

http://www.stihi.ru/author.html?paladin17 Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





ссылка на сообщение  Отправлено: 20.05.09 23:50. Заголовок: paladin17 Не отрицаю..


paladin17 Не отрицаю что возможно я ошибаюсь - сам в этом сомнивался.
paladin17 пишет:

 цитата:
Максимум здесь есть лишь подражание дионисизму - но выполненное исключительно своими же для живописи средствами.


Но все же не могу сказать что в абстрактной живописи есть образ, точнее есть, но он настолько же абстрактен как и звук в музыке. Живопись пользуется для выражения дионисического своими средствами, музыка своими.
Ведь можно и музыку сочинить использующую образы, звуки реальных событий.
Мне кажется нету разницы в самих органах чувств, и для передачи и восприятия дионисического можно использовать любой из них. Разница в том как мы привыкли их использовать. Зрение более приспособлено для восприятия всего и сразу, объективного мира, общественной реальности. Звуки же для нормального восприятия должны приниматься последовательно, их интерпретация не всегда однозначна, поэтому используется для ориентации в реальном мире меньше, поэтому и воспринимать субъективное им легче.

пс: и спасибо за ссылку.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



ссылка на сообщение  Отправлено: 21.05.09 00:05. Заголовок: Logoz пишет: Живопи..


Logoz пишет:

 цитата:
Живопись пользуется для выражения дионисического своими средствами, музыка своими


Проблема скорее в первичности. Шопенгауэр, скажем, говорит о музыке как "универсалии до вещей", - т.е. аполлиническое образное представление там последует за дионисическим эмоциональным. Трагедия как "заклинание духов" со стороны переполняемого эмоциями хора и т.п.
Живопись же идет от противного: движение там последует за восприятием его "причинности", угадывается лишь по асимметрии масс.

Logoz пишет:

 цитата:
можно и музыку сочинить использующую образы, звуки реальных событий


Н. называл это "музыкой дифирамба" и крайне отрицательно о ней отзывался. Множество современных инструментальщиков используют эти дифирамбические смысловые концепции (а ля "непосредственная передача ощущения" и т.п.), напр. Джо Сатриани. Среди пионеров здесь, наверное, может быть назван Дебюсси и прочие импрессионисты.
Но все это - "мертвая" музыка: без своей "вечной", универсальной составляющей.

http://www.stihi.ru/author.html?paladin17 Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





ссылка на сообщение  Отправлено: 21.05.09 00:33. Заголовок: Слуху легче восприни..


Слуху легче воспринимать дионисическое начало, потому что ему сложнее воспринимать образ и вообще что либо точно определить. Со зрением наобарот. Это понятно. Но это не значит что мы не можем использовать слух и зрение другим образом в место того как привыкли. И абстрактная живопись даже если не достигла еще своей цели то делает шаги в этом направлении.
______
Если музыка используя реальные образы мертва, то почему живопись жива? Да абстрактная живопись и музыка основанная на образах теряют свою прежднюю сущьность, но обитают новую. А значит и оценка по старым критериям уже неуместна.
______
paladin17 а вы не припомните что нибудь о том что сам Ницше говорил про живопись, самому ничего в голову не приходит.


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



ссылка на сообщение  Отправлено: 21.05.09 08:53. Заголовок: Logoz пишет: Но это..


Logoz пишет:

 цитата:
Но это не значит что мы не можем использовать слух и зрение другим образом в место того как привыкли.


Почему же? Вы хотите отменить предыдущее органическое развитие?

Logoz пишет:

 цитата:
Если музыка используя реальные образы мертва, то почему живопись жива?


Потому что в этом сам смысл живописи - она уже представляет объективацию, самоотвлечение, мышление образами, логикой.

Logoz пишет:

 цитата:
абстрактная живопись и музыка основанная на образах теряют свою прежднюю сущьность, но обитают новую. А значит и оценка по старым критериям уже неуместна


Скорее наоборот: только когда мы приходим к новым ценностям (критериям), мы можем говорить о возможности подобного смешения.
Н. же всюду делал обратное: "восстанавливал классический идеал".

Logoz пишет:

 цитата:
что сам Ницше говорил про живопись


Он о ней практически не говорил. В голову приходит только пару конспектированных им цитат из "Воли к власти". ("Если бы вы обучились музыке, то выиграли бы от этого как художники" - не помню автора, - и т.п.).

http://www.stihi.ru/author.html?paladin17 Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



ссылка на сообщение  Отправлено: 22.05.09 07:56. Заголовок: Logoz пишет: .....


Logoz пишет:

 цитата:
...желание ухватится за настоящее даже если не за видимое, то как бы невидимое - за логику, за мораль, за истину.



А потом и его (невидимое) в материальную оболочку оформляют; книжечки там всякие... Библии там .., уголовный кодекс... И ведь читают многие. Ну, как а же.. А ещё клипы всякие... снимают отстойные и потом крутят их по телевизору..
Ну, есть ведь и книжечки хорошие и даже клипы неплохие, но, возможно, они таковыми только кажутся на фоне прочего отстоя скверного.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





ссылка на сообщение  Отправлено: 22.05.09 21:09. Заголовок: paladin17 пишет: По..


paladin17 пишет:

 цитата:
Почему же? Вы хотите отменить предыдущее органическое развитие?

Ну в принципе да Думаю что человек может достигнуть того уровня владения своим восприятия на котором возможно непосредственно воспринимать оба начала в искусстве.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



ссылка на сообщение  Отправлено: 22.05.09 23:45. Заголовок: Logoz пишет: Думаю ..


Logoz пишет:

 цитата:
Думаю что человек может достигнуть того уровня владения своим восприятия на котором возможно непосредственно воспринимать оба начала в искусстве


В лучшем случае возможно лишь "вторично" интерпретировать восприятия (которые и сами уже являются интерпретацией). Но это не искусство, а искусственность.

(Хороший пример - Кандинский).

http://www.stihi.ru/author.html?paladin17 Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





ссылка на сообщение  Отправлено: 23.05.09 12:40. Заголовок: paladin17 скорее все..


paladin17 скорее всего так. Что значит искусственность?

пс: интересно связаны ли как нибудь слова "искусство" и "искушение"

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



ссылка на сообщение  Отправлено: 23.05.09 23:46. Заголовок: Logoz пишет: Что зн..


Logoz пишет:

 цитата:
Что значит искусственность?


В данном случае имею в виду "сознательное" (можно было бы в этом контексте даже сказать "моральное") восприятие, исключительно "логическую" и надуманную трактовку происходящего. Что-то вроде чтения произведения, написанного на позднем, "неестественном" языке.

Logoz пишет:

 цитата:
связаны ли как нибудь слова "искусство" и "искушение"


Второе, вероятно, восходит к слову "вкус", "кусать" и т.п. А вот насчет "искусства" не знаю.

http://www.stihi.ru/author.html?paladin17 Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



ссылка на сообщение  Отправлено: 24.05.09 03:12. Заголовок: paladin17 пишет: ..


paladin17 пишет:

 цитата:
"кусать"


Ну да, яблочко, например. Ням-ням.

paladin17 пишет:

 цитата:
А вот насчет "искусства" не знаю.


"От искусы творити." Материал из Википедии — свободной энциклопедии.

Но откуда тогда в слове "искусство" две "с"? А может, "искус сотворити".. Вобщем, если "искус сотворити" - то это искусство, а "искус творити" (но до конца не сотворити), то это не искусство, а так, ерунда какая-то.. Искусство же имеет законченную, совершенную форму, означает завершенное действие - "сотворённый искус"...


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





ссылка на сообщение  Отправлено: 04.06.09 14:25. Заголовок: Что вы думаете об эт..


Что вы думаете об этом
http://www.mysteria-buff.ru/dadaist_manif.php ?

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



ссылка на сообщение  Отправлено: 04.06.09 14:49. Заголовок: Одним словом: постмо..


Одним словом: постмодерн. :)

http://www.stihi.ru/author.html?paladin17 Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



ссылка на сообщение  Отправлено: 07.01.10 10:42. Заголовок: Перечитал вот с меся..


Перечитал вот с месяц назад эту книгу. Очень вдохновляет.

А теперь праздный вопрос: должен ли зритель заранее, хотя бы в общих чертах, знать сюжет трагедии?

http://www.stihi.ru/avtor/paladin17 Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





ссылка на сообщение  Отправлено: 07.01.10 12:58. Заголовок: paladin17 ницше писа..


paladin17 ницше писал в этой книге что не должен.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



ссылка на сообщение  Отправлено: 07.01.10 13:02. Заголовок: Logoz, он писал это ..


Logoz, он писал это о дурацком приеме Еврипида. А я говорю в общем.

http://www.stihi.ru/avtor/paladin17 Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





ссылка на сообщение  Отправлено: 07.01.10 14:03. Заголовок: Можете напомнить гла..


Можете напомнить главу, место?

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



ссылка на сообщение  Отправлено: 07.01.10 17:53. Заголовок: Не запоминал, честно..


Не запоминал, честно говоря...
Нашел вот: 12-я глава, чуть дальше середины. "Еврипидовский пролог может послужить нам примером продуктивности названного рационалистического метода. Трудно себе представить что-либо более противоречащее нашей сценической технике, чем пролог в драме Еврипида" и т.д.

http://www.stihi.ru/avtor/paladin17 Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





ссылка на сообщение  Отправлено: 07.01.10 23:00. Заголовок: paladin17 пишет: Lo..


paladin17 пишет:

 цитата:
Logoz, он писал это о дурацком приеме Еврипида. А я говорю в общем.

Почему вы считаете что то что Ницше говорил о приеме Еврипида нельзя сказать обо всех других подобных приемах?

Вы мненя конечно извините, у меня сейчас нет особо времени вникать и перечитывать книгу, не могли бы вы мне вкратце напомнить в чем заключается различие между дионисическим-аполлоническим и сократическим?

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



ссылка на сообщение  Отправлено: 08.01.10 14:31. Заголовок: Вкратце вряд ли удас..


Вкратце вряд ли удастся. :)
Смысл такой, что "старая" трагедия строилась на дионисически опьяненном хоре, которого посещали аполлонические видЕния (собственно, само сценическое действо). А сократическая драма Еврипида (и его последователей) строится на разумности, на рациональном подходе, исходя из сократовского положения "благо лишь то, что разумно", то есть имеет совершенно другую природу. Потому там и средства и методы несколько другие. Вместо трагической страсти - банальные аффекты, но наполненные пафосными сократическими речами и т.п. "Еврипид вывел на сцену зрителя", как говорит Н.

А вообще если у Вас нет времени, то такими вопросами лучше не заниматься. :)

Logoz пишет:

 цитата:
Почему вы считаете что то что Ницше говорил о приеме Еврипида нельзя сказать обо всех других подобных приемах?


Не знаю, почему, но я думаю, что зрители примерно знали, что должно произойти. В конце концов ведь, кажется, все эти легенды существовали еще до переложения в виде трагедий. И я хочу понять, насколько это соответствует истине и насколько на это рассчитывали трагические поэты-авторы.
Я, естественно, не имею в виду именно сцену, где все должно быть логично и никто не станет рассказывать сюжет еще до начала первого действия. Это должен быть сон - но правдоподобный и прекрасный. - В этом-то весь аполлонизм и есть.


http://www.stihi.ru/avtor/paladin17 Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 81 , стр: 1 2 3 4 5 All [только новые]
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 11
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет