|
Отправлено: 29.11.07 13:37. Заголовок: Человек это мост от ..
Человек это мост от обезьяны к сверхчеловеку. Мост через бездну. Ф. Ницше. Идея Сверхчеловека была оформлена гением Ницше. Сверхчеловек – это существо преодолевшее человеческое, ставшее вне человеческих категорий Добра и Зла, свободное от моральных принципов и стадных инстинктов, наделенное несгибаемой волей, волей к власти. Эта идея прекрасная и пугающая для человека. Идея Сверхчеловека, несмотря, на относительную молодость уже претерпела массу метаморфоз и как сознательных, так и бессознательных искажений. Человеку сложно понять Сверхчеловека, и большинство людей путают Сверхчеловека с Человеком Совершенным. Названия похожи, но суть различна. Что есть Человек? Человек Совершенный – это человек совершенный, впитавший в себя все человеческое и доведший его до совершенства. Это мечта человека о себе. То, каким человек хочет быть. Человек Совершенный человечен совершенно. Он умен, красив с человеческой точки зрения, придерживается всех универсальных человеческих благодетелей – честен, храбр, благороден, ответственен перед своим коллективом, жесток к врагам, готов к самопожертвованию во имя великой Цели. Любая общепринятая идеология стремится воспитать в людях стремление к Человек Совершенный в своем понимании. Какой бы мизантропичной она не была, она воспевает все эти доблести. Аргументация споров между представителями различных идеологий всегда сводятся к одному, каждый пытается доказать – что его позиция более человечна, более выгодна для человечества в целом, воспитывает в своей среде самого «человечного человека». Не стоит путать «человечность», с тем представлением о ней, что популярно на западе. Человечность не обязательно равна гуманизму. Гуманизм, со своим стремлением к помощи слабым, способствует деградации человечества, поэтому идеологии, призывающие к уничтожению «недочеловеков» ради улучшения людского генофонда, не менее человечны, чем идеологии основанные на гуманизме. Просто они используют другие методы, цель остается прежней – благо человечества. Самая кровавая идеология ушедшего века – германский нацизм, ссылалась на труды Ницше и его идеологию Сверхчеловека. Однако так ли сверхчеловечна она была? Думаю что нет. Сам термин «фашизм» происходит от итальянского «fascio» - пучок, связка. Он подразумевает единодушие людей. Единодушие не возможно без общих идеалов, строгих моральных принципов и подавления индивидуальности, что в корне противоречит индивидуализм и внеморальности Сверхчеловека. Идеологи 3-го Рейха искали единство в крови, в то время как Сверхчеловек вне рас и наций. Германский национал-социализм был оккультен по своей сути, он родился из тайных эзотерических орденов, его идеология была пропитана призрением к материализму, в то время, как Сверхчеловек «верен земле». Третий Рейх стремился к восстановлению величия расы германских воинов-крестьян. Пусть их исторический базис был слаб, зато мечта была прекрасна – отделить зерна от плевел, собрать во едино чистую арийскую кровь, отделив ее от недочеловеков, путем частичного уничтожения последних, и создание идеального общества на Земле. Методы были ужасны, с точки зрения современного западного гуманизма, но цель была человечна. Но цели Сверхчеловека – сверхчеловечны, они не человечны, и не совершенно человечны. Путь к Сверхчеловеку – это путь преодоления человеческих добродетелей. Притом не тех, что принято считать общечеловеческими ценностями, а всех без исключения. Например, сейчас принято считать жестокость – нечеловеческим качеством. Убийц часто называют «нелюдями», ужасаются их природе, но ведь ничего нечеловеческого в жестокости нет. Ведь жестокие воины всегда воспевались в легендах, их называли героями. Доблесть, столь почитаемая людьми, идет рука об руку с беспощадностью. Здесь можно возразить, что доблестный воин – беспощаден к врагам, а нелюдь готов на убийства ради удовольствия. Но это слабый аргумент. Тот же солдат СС – был беспощаден к солдатам враждующих стран, к женщинам и детям недочеловеков, его жестокость сейчас часто называют нечеловеческой, но он был убежден, что убивает во имя высшей цели, что убивает достойных этого врагов, врагов рода людского. Если посмотреть на пару сотен лет назад, то можно заметить, что чем больше врагов убито человеком, тем доблестнее он считался. В некоторых диких племенах по сей день убийство любого чужака считается добродетелью. Иначе говоря – определение человека – общинно, человеком человек считает только того, кто попадает под его критерий «человечности». Как правило, это член собственной стаи. Человек животное стадное, здесь покоятся корни стремления человека к объединению, здесь лежат основы национализма, ксенофобии, шовинизма. Поэтому и Человек Совершенный – это существо стадное. Традиционно говорят про стадо овец. Что такое овца – смиренное животное, дающее шерсть и мясо, живущее в рабстве. Стоит заметить, что именно человек сделал овец такими – приручив диких баранов, и веками селекции выведя из них покорных овец. Теперь представим себе совершенную овцу – разве это возвращение к диким предкам? Нет совершенная овца – это овца обладающая совершенными овечьими качествами. Овца-идеал в глазах других покорных овец. Она дает больше всего шерсти, приносит больше всего ягнят, лучше всего понимает команды пастуха и прекрасна, как овца – у нее хорошая шерсть и много жирного мяса. Что овцы грезящие о совершенной овце, подумают, увидев дикого барана – с мускулистым телом, огромными рогами, свалявшейся шерстью? Что они подумают о нем, когда он не будет подчиняться командам пастухов, тем самым, высказав призрение ко всему тому что они почитают? Явно что совершенной ровцой, такого барана назвать будет нельзя. Правда и сверховцой он не будет – он дикая овца, самостоятельная, дикая, но овца. Ситуация с людьми похожа. Идеалы человека при всем разнообразии, всегда имеют общие черты: 1) Человек всегда ставит интересы стаи, выше собственных. Не зависимо от того, к какой стае он относится – этнической, религиозной, политической. 2) Человек – почитает закон. Закон это то, что скрепляет стаю. Порой он жестко прописан, порой базируется на обычаях их силе, но человек идеальный – жестко следует его духу. На этом базируется его честь. Его Закон – его кодекс Чести, которому он следует неукоснительно. Притом, этот кодекс базируется не на навязанных из вне представлениях, он базируется на стремлении стаи к благу. 3) Человек – защитник. Он всегда защищает слабейших (естественно членов собственной стаи), и абсолютно безжалостен к противнику. Он агрессивен, так как все что принадлежит другой стае, но желаемого его, принадлежит врагу не по праву. Он готов бороться с врагом, готов погибнуть в этой борьбе, но хочет уничтожить врага. 4) Человека очень заботит собственный имидж в глазах собственный стаи. Он не может быть запятнан нечеловечностью, если он уличен в нечеловеческом поступке, этот позор может стать причиной серьезной епитимьи накладываемой им на самого себя. Вплоть до самоубийства. 5) Человек следует своему долгу. Долг – это естественно, долг перед стаей, во ее благо. Личность должна отдать все во благо коллектива. 6) Человек – привлекателен, он идеал для подражания подрастающего поколения. Он красив и желанен для сексуальных партнеров. Даже в таких асексуальных учениях, как христианство – крайне сильно пропагандируется институт семьи. В России, для примера, можно сказать о стереотипе «православного мужика» - крепкого, хозяйственного, набожного и патриотичного семьянина. И «православной бабы» - многодетной, набожной, покладистой жены православного мужика. Все эти пункты можно легко подставить в практически любую идеологию. От протестантства и коммунизма, до дьяволопоклонничества и фашизма. Сверхчеловек – в отличие от Человека Совершенного – существо не привлекательное для человека. Ему чужды человеческие представления о прекрасном. Он не подвластен стадным инстинктам – а значит ему чуждо такое понятие как честь. Его не заботит собственный имидж в глазах чуждых ему людей – а значит он легко может совершить порочный поступок. Не аморальный, с точки зрения современного общества, а именно подлый. Предательство, глумление над заведомо слабым, унижение перед заведомо сильным, бессмысленная жестокость – все это не чуждо ему. Главный мотив Сверхчеловека – воля к власти, стремясь к власти, он не брезгует ни какими средствами, так Сверхчеловек внеморален. Это будет выглядеть, как аморальность в глазах человека, но Сверхчеловек в этом плане глубоко нравственен – он не нарушит не одного морального принципа. Так как их у него нет. Им не откуда взяться. «Бог умер» заметил Ницше, «Если Бога нет - то все позволено» ответил его оппонент Достоевский. Человеколюбец Достоевский – уповая на мораль, хотел обосновать наличие Бога, если ни его бытие, то его необходимость. Певец Сверхчеловека Ницше, указывая на отсутствие, и ненужность Бога обосновывал ненужность морали. Если есть кто-то более значимый чем ты, если есть что-то великое, частью чего ты себя считаешь – Бог, Родина, Идея, Семья, то благо и будут моралью. Для Сверхчеловека ничего более значимого, чем он нет. Значит единственный его моральный принцип – следование собственной воле. А воля его, это воля к власти. И ради достижения собственной цели он готов абсолютно на все. Если ради этого Сверхчеловеку понадобится предать того, кто неоднократно спас ему жизнь, то аморально будет именно отказаться от предательства – так как это повредит его цели – высшим интересам с его точки зрения. Правда не стоит путать Сверхчеловека с Античеловеком – с человеком на оборот, с человеком для которого прекрасно все отвратительное для людей. Способность Сверхчеловека к подлости еще, не говорит о том, что он к ней стремиться. Он может и готов совершать отвратительные, с точки зрения человека поступки, но это не значит, что он может совершать только их. Внеморальность Сверхчеловека в глазах людей будет выглядеть аморальностью, так же его сверхчеловечность – будет казаться античеловечностью. Для того, что бы увидеть Сверхчеловека, человеку понадобится преодолеть в себе человеческое, и самому стать Сверхчеловеком. Но и автор этих строк, и их читатель, едва ли смогут преодолеть в себе человека. Так что описать Человека Совершенного – мы можем очень точно, но о Сверхчеловеке мы можем лишь теоретизировать.
|